Боевой путь нашего земляка-уроженца Малые Кошелеи Жирнова Маркела Егоровича.

Боевой путь нашего земляка-уроженца Малые Кошелеи  Жирнова Маркела Егоровича.

Дошедший до Берлина…

Боевой путь нашего земляка-уроженца Малые Кошелеи  Жирнова Маркела Егоровича.

Многое пришлось испытать нашему народу. Не раз приходилось защищать свою честь, достоинство и свободу. Навсегда вписаны в летопись России боевые подвиги многих наших земляков. Храбро сражались они на полях сражений многочисленных войн. Поистине массовый героизм проявили воины и труженики Комсомольского района, в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Более 3,5 тыс. уроженцев нашего района погибли. Ратные подвиги земляков по достоинству отмечены высшими наградами Советского Союза. Пятеро из них удостоены звания Героя Советского Союза. Более 4 тыс. наших земляков награждены орденами и медалями за ратный подвиг, проявленный в годы войны. Один из них, Жирнов Маркел Егорович, который родился в 1909 г. в деревне Малые Кошелеи  Комсомольского района. Родился он в простой крестьянской семье. Окончил 4 класса в Малокошелеевской начальной школе в 1921 году, но продолжить учёбу не смог. В многодетной крестьянской семье надо было работать, зарабатывать на хлеб, на жизнь.

А тут страшная засуха, голод, который в Поволжье унёс миллионы человеческих жизней. И совсем ребёнком он вступает во взрослую жизнь. В 30-е годы он проявил большой интерес к технике, машинам. В 1931 году Ибресинским РВК Чувашской АССР был призван на действительную службу. Отслужив три года вернулся в родные места и продолжил свою трудовую деятельность в машинно-тракторной станции в Комсомольске в качестве шофёра. Вскоре Маркел женился на трудолюбивой, скромной красавице Евдокии. Родились дети. Но судьба уготовила ему страшный удар. Трое старших детей умерли от болезни. Младшие дети Александр и Анатолий родились в годы войны и после войны. Только что наладилась мирная жизнь, страна жила с большими надеждами. Но не надолго продолжалось это спокойствие. 22 июня 1941 года Гитлеровская Германия вероломно нарушила границы СССР и начала самую страшную войну в истории человека. Испытывать все тяжести и горести этой войны пришлось и молодому Маркелу. 11 февраля 1942 года он был призван по мобилизации Комсомольского РВК в действующую армию.

И по его воспоминаниям они выехали из машинно-тракторной станции на семи полуторках-грузовиках. Вначале он попал в 120 отделение автороты шофёром, затем служил стрелком в 364 стрелкового полка 139 стрелковой дивизии, который был укомплектован призывниками нашей республики, а также жителями Марийской АССР, Ивановской, Калининской и Московской Отечественной войны. Более миллиона советских солдат попали в окружение и были пленены. В августе 1942 года в боях над Ржевом он получает ранение с повреждением кости и ноги и был госпитализирован. В госпитали он узнает, что у него родился сын. После выписки из больницы в 1943 году принимает участие в боях в составе 61 танкового полка под Белградом и Харьковом в составе 114 танкового полка под Орлом. Подвозил снаряды и боеприпасы для танков.

Сколько их было рейсов со смертоносным грузом! Сколько раз он стоял между жизнью и смертью! Впоследствии всё это вошло в историю, как битва на Курской дуге. Потом были бои в калужской и смоленской землях, участие в освобожденном Белоруссии, Польши, Венгрии, Германии. Ратные подвиги нашего землянина отмечены благодарственными письмами от самого главнокомандующего Сталина. Всего таких писем 12. Это за освобождение городов Лоздь, Томашов, Калишь, Брандербурга, Дойте Кроне, Меркиш-Фридланд, Бервальд, Фалькенбург, Драбуг, Фраенвальде, Трентов, Гюльгдов, Берлин, Ратинов, Потсдам и другие.

В 1944 году он начинает работать шофёром агитмашины Дома Красной Армии при политотделе 1 гвардейского кавалерийского краснознамённого корпуса. К своим обязанностям шофёра и моториста относился честно и добросовестно. Благодаря исключительному любовному уходу за машиной последняя, несмотря на значительную изношенность мотора, продолжает обслуживать части и соединения корпуса кинокартинами в дневное и ночное время.

Штабные документы приходилось возить на заминированной машине, на случай, если машина попадёт в руки противника. Однажды фашисты начали окружать штаб корпуса и надо было спасать документы. Тогда шофёр Жирнов сумел ускользнуть от противника и вывести машину в безопасное место. За любовный уход и сбережение автомашины, за безотказное обеспечение части и соединения корпуса кинокартинами при любых условиях, за личное мужество шофёр и моторист Жирнов М. Е. был представлен к правительственной наград-медали «За отвагу» читаем мы в наградном листе Жирнова М.Е.

Свой славный боевой путь он начал с Калинино и закончил Берлином. Был награждён медалями «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина». Вся Европа рукоплескала рядового солдата Жирнова М. Е., потому что, такими как он была освобождена Европа от фашисткой чумы.

В сентябре 1945 года он был демобилизован и вернулся в родные края. Первый раз увидела своего сыночка Александра, которого не узнал среди бегающих на улице детей и спросил: «А который здесь мой сын?». Начал работать в том же МТС, откуда ушёл на фронт. Проработал там более 40 лет шофёром, оставаясь примером и образцом для молодого поколения. Там же он получил медаль «Ветеран труда». А после пенсии он продолжал работать охранником в Госбанке. Вырастил и воспитал двоих сыновей. Гордился и радовался успехами своих троих внуков. Умер в 1995 году, в возрасте 86 лет.

Вечная слава рядовым солдатам Великой Победы!



08 мая 2024
14:21
Поделиться